у тани бругеры было много остроумных акций. в 2008 она позвала двух конных полицейских в турбинный зал тейта, которые стали проводить обычную операцию по разделению и выдавливанию толпы (московский омон хорошо провел ее 30го). толпа плохо понимала, что происходит, но, естественно, подчинялась - ни одной жалобы не последовало
в 2009 ее попросили прочитать лекцию про политическое искусство на открытии венецианской биеннале. она устроила в ее рамках акцию 'самосаботаж': перенесла лекцию на другой, менее важный, день. на ней она заявила, что у художника существует две стратегии поведения: воссоздавать интересующие аспекты действительности или претворять в жизнь интересующие концепции - и политическое искусство в первую очередь использует вторую. При этом художники должны саботировать собственные работы - в том смысле, что они должны отказываться от традиционной модели накопления социального капитала и развития карьеры, вместо этого наиболее эффективная модель подразумевает помещение себя и зрителей в некомфортную обстановку, отказ от ограничений, которые накладывает на них их репутация и внутренняя логика работ. они должны позволять концепции работы формироваться не до, а в процессе и после ее реализации. во время речи она несколько раз сыграла в русскую рулетку, в конце заявила, что художник не должен манипулировать отсылками, а должен их создавать, и эффектно выстрелила в потолок. при том что само мероприятие очевидно получилось супер истеричным, о нем мало кто написал - что ей и было нужно
в том же году в колумбии бругера поставила представителей трех разных типов участников конфликта - партизана/военноего/беженку - рассказывать об их образе героя. при этом официантки разносили между участниками дорожки кокаина. получилось спорно, после был скандал - но зато все поговорили про непрекращающиеся кокаиновые войны
#современноеискусство #наркота